Данный вопрос сформулирован в телеконференции участников 9-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2007» -
http://eidos.ru/dist_teacher/index.htm Приглашаем к продолжению дискуссии конкурсантов:
---
Абдуллина А.Т., г.Жалалабат:
Вопрос всем: Каковы перспективы создания интеллектуальных WEB-роботов в системе ДО?
---
Никуличева Н.В., г.Москва:
Уважаемая Альфия Талгатовна! А что это такое - интеллектуальные WEB-роботы в системе ДО? :)
---
Абдуллина А.Т., г.Жалалабат:
Web-робот - это инструментальное средство онлайнового ОБУЧЕНИЯ, типа ICQ, Yahoo Messenger и т.д. Наличие таких мощных и универсальных средств общения может привести к выводу, что нет необходимости в разработке инструментов онлайнового обучения. Однако, не надо путать обучение с общением - хотя общение между учителем и учениками (и учениками между собой) важно в онлайновом учебном процессе.
---
Горячева Л.Н., г.Междуреченск:
Цитата: «Внедрение онлайновых технологий в дистанционном образовании способствуют ускоренной разработке интеллектуальных WEB-роботов в образовании, выполняющих образовательную функцию как виртуальный учитель - WEB - роботы имитируют работу реальных учителей, при этом являются носителями только положительных черт опытных педагогов.
Предполагается, что они становятся более умными и информативными, благодаря постоянному самосовершенствованию, осуществляемых через Интернет. В процессе онлайнового обучения, виртуальный учитель уделяет внимание каждому ученику, воплощая принцип индивидуального подхода каждому из них и тем самым, достигается максимальный эффект обучения.
Занятия проводится в мультимедийном сопровождении с игровыми элементами для детей и молодежи, а для взрослых - с использованием ситуационных задач. Следовательно, в облике WEB - роботов воплощаются педагогические и психологические основы обучения. Все это способствуют повышению уровня мотивации к онлайновому обучению.
WEB - роботы реагируют на действия каждого ученика в процессе обучения. Например, в случае снижения активности или долговременного умалчивания ученика, виртуальный учитель должен развлечь обучаемого или воздействовать на него так, чтобы у ученика появился интерес к учебному процессу, а в целом к усвоению учебного материала.
WEB - робот ведет занятия совместно с реальным учителем. Следует иметь в виду, что эффект от онлайнового урока достигается при активном участии ученика, что будет заложено в программе. В целях достижения конечной цели обучения в ходе урока предусматривается равноправие учителя и ученика.
В перспективе, намечается сокращение времени урока. Однако, ученик, работая над домашним заданием или в процессе самостоятельной работы, может в любое время суток обращаться за консультацией к виртуальному учителю или он-лайн учителю, находящийся в данный момент его обращения в сети. Так как в программу WEB - робота заложен достаточный уровень интеллекта, виртуальный учитель помогает ученику выполнить домашние задания или контрольные работы, но не выполняет вместо него.
Следует также учесть, что оценка и контроль знаний ученика осуществляется с участием учителей, которые присутствуют в реальном мире. Опытные учителя, ассистенты и разработчики WEB - роботов участвуют в процессе онлайнового обучения. Их главенствующая роль в процессе обучения не заменима и не зависит от степени интеллектуальности WEB - роботов - виртуальных учителей.
В виртуальном мире, также как и в реальном, проповедуется роль и место <живого> учителя, поскольку он был и всегда остается главным и основным носителем знаний и конструктором общечеловеческих ценностей для обучаемых». (Источник - ЗАО«ИНФОТЕХ – ХХI»).
Как видно, все перечисленные характеристики можно оценить только положительно. На мой взгляд это очень перспективно в современной школе, тем более, что приоритетное место учителя все же сохраняется. Кроме того, педагог постоянно будет повышать свой профессиональный уровень и будет четко знать, что необходимо ученику.
---
Гомулина Н.Н., г.Москва:
Уважаемая Альфия Талгатовна! Вы пишите, что "Web-робот - это инструментальное средство онлайнового ОБУЧЕНИЯ, типа ICQ, Yahoo Messenger и т.д . Наличие таких мощных и универсальных средств общения может привести к выводу, что нет необходимости в разработке инструментов онлайнового обучения".
Позвольте заметить, что ICQ, Yahoo Messenger - это же средства коммуникаций, но никак не обучения. Поисковые WEB-роботы, которые используются в поисковых системах Yahoo, Google, Yandex, Rambler, оказывают неоценимую помощь в поиске необходимой информации в Всемирной паутине, но не более. Если рассматривать еще шире, то Web-робот - это комплекс программ, обеспечивающих функции приема, передачи и поиска информации, смыслового восприятия принимаемой информации и осуществления диалога с пользователями Интернет.
Именно окончание Вашей фразы и вызывает сомнение: "нет необходимости в разработке инструментов онлайнового обучения".
---
Соколова Г.А., г.Астрахань:
Позвольте не согласиться с вами относительно роботов, они могут только присутствовать в роле проверяющего, в этом качестве это даже нужно. Но заменить живого учителя, это как-то не сообразно.
---
Зырянова Е.А., г.Сыктывкар:
Использовать WEb-роботов в качестве замены "живого" учителя и не предлагалось. А вот технологию применения на уроке такого вида работы использовать можно, тем более, что такой вид проведения занятий заинтересует старших школьников, и, возможно, в будущем лучшие (продвинутые) из них смогут дать мини-мастер-классы учащимся начального звена по каком-либо предмету или занятию ДО, или как внеклассное комплексное занятие для ребят начальной школы. Было бы интересно самим развиваться в техническом прогрессе!
---
Поскрёбышева Г.Ю., г. Саранск:
Уважаемая Галина Алексеевна, я несколько не уловила начала рассуждения и самого вопроса. Видимо: что есть web-роботы и какова их роль в ДО? Web-роботы - это автоматизированные программы, а "пауки" (spiders) - один из видов роботов - непрерывно "ползают" по Web, "перепрыгивая" с одной страницы на другую, с целью сбора статистических данных о самой Web либо формирования централизованной базы данных с индексами содержимого Web. Известно, что такие популярные поисковые узлы Internet, как Alta Vista, Lycos, OpenText, WebCrawler и др., используют пауков для создания оглавлений Web. Это облегчает пользователям поиск всех Web-страниц.
Пауки работают в автоматическом режиме, и один-единственный робот может за несколько минут выполнить работу, на которую человеку потребуется несколько часов. Представляете, коллеги, поставь такого робота на службу школьному
образованию, вообще процессу обучения и нам с Вами только мечтать о радости виртуального общения! Согласно данным фирмы Digital Equipment Corp., Web-мастера которой обслуживают узел Alta Vista, модуль Scooter индексирует около 2,5 млн. Web-страниц в день. Примите во внимание эти цифры и популярность поисковых узлов Internet, и вам станет понятно, почему столь притягательны роботы.
Короче говоря, роботы - это и благодать и проклятие. Но ведь они реально существуют в Internet, и с каждым днем число их растет.
Web-робот - это браузер с "автопилотом". Не щелчок пользователя на гипертекстовой связи, а робот загружает из сети Web-страницу и просматривает ее, чтобы обнаружить связи с другими узлами. Затем он извлекает URL и совершает по этому адресу "прыжок". Оттуда он "переносится" к другому Web-узлу и начинает описанный процесс сначала. Когда браузеру попадается узел, не содержащий связей, он возвращается назад на одну или две ступени и "перепрыгивает" по адресу, указанному в одной из обнаруженных ранее связей. Запущенный однажды робот, в работе которого используется простой рекурсивный алгоритм навигации, может покрывать огромные расстояния в киберпространстве, и, поскольку в Web ежедневно происходят изменения, маршрут робота тоже ежедневно меняется. По сути перемещение робота по Web напоминает ползание паука по паутине. Все, что ему для этого надо, - точка для старта.
По-моему, из всего нужно извлекать выгоду.
---
Никуличева Н.В., г.Москва:
Ответ Горячевой Людмиле Николаевне (ГЛН).
Уважаемая Людмила Николаевна!
С интересом ознакомилась с описанием WEB - роботов. Спасибо!
ГЛН> Как видно, все перечисленные характеристики можно оценить только положительно.
Исходя из Вашей положительной оценки данной технологии, позвольте
несколько вопросов. Мне, как дистанционному учителю с 2001 года, непонятны некоторые моменты...
ГЛН> WEB - роботы имитируют работу реальных учителей, при этом являются носителями только положительных черт опытных педагогов.
1. Интересно, каких же отрицательных черт опытных педагогов лишены WEB-роботы? :)
2. WEB - роботы имитируют или всё же выполняют работу реальных учителей? Если выполнять должен будет всё-таки учитель, то зачем вообще нужна имитация?
ГЛН> В процессе онлайнового обучения, виртуальный учитель уделяет внимание каждому ученику, воплощая принцип индивидуального подхода каждому из них и, тем самым, достигается максимальный эффект обучения.
У меня в данный момент на дистанционном курсе обучаются педагоги. Каждый их них примерно 2 раза в неделю задаёт мне какой-либо вопрос по изученному материалу. Вопрос: если я приобрету WEB-робота - насколько качественно сможет он ответить на их вопросы и насколько быстрее будет достигнут "максимальный эффект обучения" по сравнению с тем, если я лично буду отвечать на вопросы слушателей по эл. почте, в форуме и т.д.? :)
ГЛН> WEB - робот ведет занятия совместно с реальным учителем. Следует иметь в виду, что эффект от онлайнового урока достигается при активном участии ученика, что будет заложено в программе.
Как можно активность ученика заложить в программу? :)
Если ученик не будет активен, программа зависнет и WEB – робот сломается? :)
ГЛН> В целях достижения конечной цели обучения в ходе урока предусматривается равноправие учителя и ученика.
Что в данном случае понимается под равноправием?
ГЛН> В перспективе, намечается сокращение времени урока.
45 мин. по нормам. Даже по 40 мин. запретили проводить года 2 назад.
ГЛН> Однако, ученик, работая над домашним заданием или в процессе самостоятельной работы, может в любое время суток обращаться за консультацией к виртуальному учителю или он-лайн учителю, находящийся в данный момент его обращения в сети. Так как в программу WEB - робота заложен достаточный уровень интеллекта, виртуальный учитель помогает ученику выполнить домашние задания или контрольные работы, но не выполняет вместо него.
Т.е. это просто справочный материал, который имеется на любом диске по предмету (Физика, Химия, Математика и т.д.)? В чём здесь "Интеллект"? В поиске по ключевым словам?
ГЛН> В виртуальном мире, также как и в реальном, проповедуется роль и место <живого> учителя, поскольку он был и всегда остается главным и основным носителем знаний и конструктором общечеловеческих ценностей для обучаемых.
Так что же такое WEB-робот? Поисковая система по справочным материалам диска (эл. учебника, тренажёра, сайта и т.д.)? Мы этим пользуемся уже много лет... Что здесь нового кроме названия??? :)
ГЛН> Как видно, все перечисленные характеристики можно оценить только положительно. На мой взгляд это очень перспективно в современной школе, тем более, что приоритетное место учителя все же сохраняется. Кроме того, педагог постоянно будет повышать свой профессиональный уровень и будет четко знать, что необходимо ученику.
Людмила Николаевна! Но ведь это выбор учителя - использовать тот или иной материал при проведении урока. Он может быть и в том числе на диске. "Четко знать, что необходимо ученику" можно вполне и из непосредственного общения с
учеником. Существует масса программ контроля, которые тоже можно использовать в учебном процессе. Сайты по различным предметам... Конкурсы и олимпиады в Интернете для учеников (это для поднятия мотивации)...
Так что же это за птица - WEB - робот??? :) И кому она нужна??? :)