Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 06.02.09 22:37. Заголовок: Национальные приоритеты и ценности исторического образования в современной России
Каковы общенациональные ценности, которые должно формировать современное историческое образование и воспитание учащихся? Какие из них относятся к разряду политических, культурных, этнонациональных ценностей? Какова иерархия этих ценностей в содержании школьного исторического образования? Какое место в системе исторического образования занимают информационные технологии?
|
|
|
Ответов - 13
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 11.02.09 11:52. Заголовок: Odinets пишет: Како..
Odinets пишет: цитата: | Каковы общенациональные ценности, которые должно формировать современное историческое образование и воспитание учащихся? |
| К сожалению, в нашей стране до сих пор нет чётко сформулированной концепции исторического и обществоведческого образования в школе. В условиях политической, идеологической и социальной разобщённости российского общества, в условиях переоценки исторического прошлого нашей страны на преподавателях общественных дисциплин лежит огромная ответственность за судьбы подрастающего поколения. Между тем история является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение учащегося. На уроке истории мы можем предоставить школьникам реальную возможность «примерить на себя» историческую ситуацию. Это поможет им понять и оценить поступки людей, сформировать способность к разумным и взвешенным суждениям. Можно выделить следующие общенациональные ценности, формирование которых по нашему мнению является в настоящее время задачей исторического образования и воспитания в школе: устойчивые идейные убеждения; гуманизм и уважение к личности, правам человека и демократическим традициям; интерес и уважение к истории своего и других народов; способность сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений; осознание личных жизненных планов через призму целей и интересов общества; правильное понимание политики государства, активная поддержка политического курса, уверенность в преимуществе и непобедимости данной общественной системы; терпимость к иным точкам зрения, толерантность; критичность и самостоятельность мышления, независимость оценок и суждений. Уважаемые участники круглого стола, в какой степени эти положения созвучны вашим представлениям о смысле и направленности исторического образования? Какова иерархия этих ценностей в содержании школьного исторического образования?
|
|
|
|
| |
Пост N: 86
Зарегистрирован: 26.10.08
Откуда: Россия, с. Новые Горки
|
|
Отправлено: 11.02.09 19:47. Заголовок: Рыскулова М.Н. пишет..
Рыскулова М.Н. пишет: цитата: | Между тем история является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение учащегося. |
| На мой взгляд, сегодня в школе, история главный предмет . Очень трудно жить в эпоху перемен, ведь их заложниками , в первую очередь, становятся преподаватели истории. В современной России обсуждение вопроса о целях школьного исторического образования – особенно в контексте гражданского и патриотического воспитания – вызывает всеобщий интерес, как со стороны нас, учителей, так и общества в целом. Главная цель изучения истории в школе – воспитание социально – активной личности, с высокими идейно- нравственными качествами, чётко выраженным национально- культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы.
|
|
|
|
| |
Пост N: 24
Зарегистрирован: 08.03.08
Откуда: Россия, Иркутская область, п. Эдучанка
|
|
Отправлено: 11.02.09 13:29. Заголовок: Самой главной ценнос..
Самой главной ценностью является человеческая жизнь. И историю нужно рассматривать именно с этой позиции. Как в разные времена относились к человеческой жизни? Пропустить исторические факты через ценность человеческой жизни. Следующая ценность формирование личности в разные эпохи. Какие события этому способствовали, а какие наоборот препятствовали? Вопреки каким событиям человек всё-таки смог оставить свой след в истории? А вот дальше пойдёт патриотизм. Такое отношение к своей родине, которое выражается в деятельности.
|
|
|
|
Отправлено: 12.02.09 01:32. Заголовок: Ценностные ориентаци..
Ценностные ориентации являются основой самоопределения человека. В какой ценностно-смысловой парадигме находится наш ученик, в дальнейшем будет играть немаловажную роль в его нравственном выборе, жизненных установках, выборе цели и продумывании пути к ней. Умение ориентироваться в окружающем мире, давать нравственную оценку событиям, формировать на основе оценки и самооценки собственное отношение к миру - все это формируется средствами разных предметов. Каковы механизмы формирования ценностно-смысловых компетенций средствами истории? В чем приоритетность этой науки? Надежда Лимонникова пишет: цитата: | Пропустить исторические факты через ценность человеческой жизни. |
| Безусловно, ценность чеолвеческой жизни приоритетна, но если сквозь призму этой ценности рассмотреть всю мировую историю,то не получится ли, что это история жертв, разочарований,несбывшихся надежд? Тогда и акценты на исторических фактах следует расставлять иначе. Что мы изучаем и рассматриваем в первую очередь? Войны как основной двигатель истории. Учим хронологию войн... lebtv пишет: цитата: | На мой взгляд, сегодня в школе, история главный предмет |
| Я бы поостереглась, Татьяна Владимировна, называть историю главным предметом... Только интеграция, взаимодействие разных предметных областей способна создать условия для гармоничного развития. Надежда Лимонникова пишет: цитата: | Следующая ценность формирование личности в разные эпохи |
| Как соотносятся между собой ценность ЛЮБОЙ человеческой жизни и ЛИЧНОСТЬ как ценность? Всегда ли эти ценности действуют однонаправленно? Думаю, история даёт нам немало противоположных примеров.
|
|
|
|
| |
Пост N: 87
Зарегистрирован: 26.10.08
Откуда: Россия, с. Новые Горки
|
|
Отправлено: 11.02.09 22:26. Заголовок: Odinets пишет: Како..
Odinets пишет: цитата: | Какое место в системе исторического образования занимают информационные технологии? |
| История, как учебная дисциплина, интегративна и вбирает в себя всё: и политическую, экономическую историю, и историю культур. Знание и применение в работе ИКТ и ИТ делает их помощниками, вспомогательными средствами в обучении.
|
|
|
|
| |
Пост N: 25
Зарегистрирован: 08.03.08
Откуда: Россия, Иркутская область, п. Эдучанка
|
|
Отправлено: 12.02.09 18:14. Заголовок: Место информационных технологий в системе исторического образования
Информационные технологии в преподавании истории необходимы. Они позволяют приблизиться вплотную к истории. По крайней мере увидеть своими глазами исторические предметы, события недавней истории. Помогают реконструировать некоторые события. Элементарная презентация, которая показывает ход сражения, запоминается лучше, чем долгий рассказ об этой битве. А если эта презентация сделана самим учеником, это вообще становится событием не только урока.
|
|
|
|
Отправлено: 12.02.09 22:33. Заголовок: Надежда Лимонникова ..
Надежда Лимонникова пишет: цитата: | увидеть своими глазами исторические предметы, события недавней истории |
| Действительно, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но это только малая часть возможностей информационных технологий. В настоящее время в системе высшего профессионального образования наиболее ярко проявляется противоречие между потенциалом выпускника, формируемым средней школой и требованиями, предъявляемыми вузом к абитуриентам. Преподаватели вузов отмечают, что у большинства студентов младших курсов отсутствуют такие умения, как анализ, систематизация, обобщение, производство нового знания. Выпускники средней школы не умеют и не хотят работать самостоятельно, в то время как самостоятельная работа является наиболее важной составляющей учебной работы в вузе. Изменить ситуацию к лучшему поможет привлечение информационных технологий в учебный процесс школы по всем дисциплинам, в том числе и по истории.
|
|
|
|
| |
Пост N: 26
Зарегистрирован: 08.03.08
Откуда: Россия, Иркутская область, п. Эдучанка
|
|
Отправлено: 13.02.09 04:39. Заголовок: Рыскулова М.Н. пишет..
Рыскулова М.Н. пишет: цитата: | Выпускники средней школы не умеют и не хотят работать самостоятельно |
| Именно школа, начиная с первого класса, делает их такими. И тут не помогут одни информационные технологии. Надо перестраивать всю систему образования.
|
|
|
|
Отправлено: 13.02.09 09:54. Заголовок: Надежда Валентиновна..
Надежда Валентиновна, у вас уже есть достаточный опыт участия в дистанционных эвристических олимпиадах. Какова, на ваш взгляд и с точки зрения опыта участия, их роль в развитии самостоятельности мышления, творческого подхода, формирования целостного взгляда на изучаемый предмет, в частности, историю? Есть ли у вас примеры, когда ваши ученики меняли свое отношение к обучению после участия в олимпиадах?
|
|
|
|
| |
Пост N: 32
Зарегистрирован: 08.03.08
Откуда: Россия, Иркутская область, п. Эдучанка
|
|
Отправлено: 13.02.09 17:29. Заголовок: К сожалению, таких п..
К сожалению, таких примеров пока нет. Изменилось только моё отношение к работе, жизни, ученикам. Для детей эвристические задания - это всё же задания, данные учителем. Их нужно выполнить, и чем быстрее, тем лучше. Вот такое отношение учеников. Будем менять. Но я всё-таки надеюсь, что они поняли разницу между заданием и эвристическим заданием. В рефлексиях некоторые пишут, что эвристические задания помогли определиться с профессией, понять, что есть определённые способности, что "умный я". Но ведь это же страшно, когда ребёнок вынужден таким путём понимать, что он умный и на что-то способен. Ведь это говорит только о том, что до этого ему упорно внушали убеждение в его никчемунеспособности и тупизне.
|
|
|
|
| |
Пост N: 5
Зарегистрирован: 23.10.09
|
|
Отправлено: 23.10.09 11:14. Заголовок: Надежда Лимонникова ..
Надежда Лимонникова пишет: цитата: | Надо перестраивать всю систему образования. |
| Вот!! Вот!!! Большинство учителей просто перечитывают учебник на уроках!!! и откуда у детей возникнет самостоятельность, если всего то и надо в нужный момент открыть учебник или пересказать слова учителя и не чего кроме!!!! Если говорить о личном опыте. то я научилась самостоятельному изучению предмета только благодаря заочным подготовительным курсам!!! проводя часы с книжками и пытаясь найти в них истину!!!!
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 8
Зарегистрирован: 18.03.09
|
|
Отправлено: 19.03.09 08:00. Заголовок: в школе много предме..
в школе много предметов которые жизненно необходимы....многие из них существуют из покон веков,была введена при Петре...знание истории очень важно...но не менее важно и изучение общества...не важно какие предметы...но они воспитывают в нас личность....вернее формируют ее.это важно следовать традициям в образовательной сфере(ну и не только в ней)но с учетом того что общество это динамичная система, то необходимы и некоторые новаторства и применение новых технологий)сегодня мы отошли от первоначальной модели образования,в основном сегодня наблюдается дифференцируемость и разделение наук на гуманитарные и технические..но в основе этого так же лежат некоторые традиционные устои.образование это ценность!сегодня в мире нано технологий востребованы образованные люди. прежде дадим определение ценности-это сввойтво того или иного предмета,удовлетворять определенные интересы и соответствовать потребностям.знания необходимо...
|
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 30.06.09 18:03. Заголовок: Odinets пишет: ци..
Odinets пишет: цитата: "Какова иерархия этих ценностей (общенациональных - политических, культурных, этнонациональных - К.Л.) в содержании школьного исторического образования?" Главное в историческом образовании - воспитание чувства самоуважения, патриотизма и гордости за свой народ, свою страну, а это основывается, прежде всего на восприятии гуманизма и уважения к личности, правам человека и демократическим традициям.
|
|
|
|