Официальный форум Центра дистанционного образования Эйдос
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 1
Зарегистрирован: 27.10.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.11 15:38. Заголовок: Целеполагание в обучении


Считаю, что ученическое целеполагание не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-либо учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к целеполаганию.
Так, учитель на уроке может дать детям задание, которое они еще не умеют выполнять. Дети, прочитав его, понимают, что не смогут с ним справиться. Каждый ученик высказывает свое мнение, почему данное задание для него пока невыполнимо, чего он еще не умеет, чего не знает. Дети выслушивают точку зрения каждого участника диалога и сопоставляют ее со своими мыслями. Затем каждый ребенок ставит перед собой цель, например, научиться выполнять такие задания, найти способ выполнения данного задания.
Далее дети думают, как достичь своей цели. Необходимо, чтобы каждый ребенок сам захотел решить данную проблему. Каждый из детей выдвигает свою последовательность действий. Например: а) спросить у взрослых (у учителя или у родителей), каким способом можно выполнить это задание; б) самому попытаться вывести способ решения; в) найти в учебниках или в Интернете данную тему, г) изучить ее, затем попробовать найти способ выполнения задания.
Таким образом, я вывела один прием организации целеполагания учащихся на уроках – это дать детям задание, которое пока они не могут выполнить.

3. Сценарий фрагмента урока с соотнесением личностных целей учащихся друг с другом, с целями учителя на уроке.

Урок математики. Тема: «Деление с остатком».
Каждому ученику даны примеры: 42 : 6, 54 : 9, 24 : 6, 81 : 9, 46 : 5, 32 : 8; 74 : 8.
Ребята быстро справились со следующими примерами: 42 : 6 = 7, 54 : 9 = 6, 24 : 6 = 4, 81 : 9 = 9, 32 : 8 = 4. Они уже выводили способ деления: 1. Смотрю на делитель. 2. Нахожу таблицу умножения этого числа (чему равен делитель). 3. В таблице этого числа в ответах ищу число, равное делимому. 4. Смотрю на второй множитель – он и будет частным.

Таким же способом ребята пользуются и при решении примеров 46 : 5 и 74 : 8. Но не находят число 46 в таблице 5, не находят число 74 в таблице 8.
Учитель: Почему вы не смогли решить примеры 46 : 5 и 74 : 8?
Ученики: Тот способ, которым мы находили частные «не работает» на этих примерах.
Учитель: Почему?
Дети: Потому что мы не нашли числа, равные делимым в таблицах.
Учитель: Хотели бы вы научиться решать такие примеры?
Дети: Да.
Учитель: Какую цель вы поставите перед собой?
Дети:
1. Вывести способ решения таких примеров на деление, когда число, равное делимому не встречается в таблице умножения того числа, на которое делим.
2. Научиться решать примеры на деление когда число, равное делимому не встречается в таблице умножения того числа, на которое делим. (Это цели самих учеников, а цель учителя заключается в том, чтобы дети сами нашли способ деления таких чисел, чтобы дети сами построили свой план действий для достижения своих же целей.)
Учитель: Как вы будете достигать своей цели?
Дети:
1. Мы можем сами подумать, вспомнить, что умеем. Может быть, прошлый способ все-таки «поможет» нам. Тогда мы сами додумаемся.
2. Или мы спросим у взрослых (у старшего брата, мамы, бабушки и т.п.)

Итак, если бы учитель, как только возникла проблема, рассказал детям, как действовать (например: Я сейчас вам покажу, что делать в таких случаях: если нет числа, равного делимому в таблице числа, равному делителю, тогда надо найти ближайшее меньшее число. В ответе записать второй множитель, найти остаток, вычитая из делимого число ближайшее меньшее), тогда дети получили бы отчужденную информацию, а не свой опыт. У ребят не было бы возможности «изобрести» способ действия в нестандартных ситуациях. Нужно, чтобы сам ученик поставил перед собой цель решить проблему, чтобы сам построил план действий. Тогда это будет намного эффективнее.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]





Пост N: 1
Зарегистрирован: 27.10.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.11 17:46. Заголовок: Действительно, учени..


Действительно, ученическое целепологание сегодня очень актуально. Основная цель образования по новым стандартам: «Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций», что невозможно без формирования универсальных учебных действий, т.е. способов действий, освоенных на базе предметного содержания и применяемых как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях, т.е.способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 27.10.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.11 17:57. Заголовок: Целеполагание в обучении


2. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не¬обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де¬фицит своих знаний и способностей.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в словаре. От значения слова определяем цель урока.
Задаю детям ряд загадок или просто слов или предложенного ряда слов. Анализируя, дети должны определить лишнее. Формулируется учебная цель.
Все приёмы целеполагания строятся на диалоге.
Г) Ситуация разрыва Слайд 2:
Посмотрите на следующие выражения: 10 – 4 + 3 =
10 – 4 + 3 =
Учитель: Что вы можете сказать об этих выражениях?
Дети: Они одинаковые.

Учитель: Эти выражения решали два мальчика Денис и Миша.

У Дениса получился ответ 9: 10 – 4 + 3 =9

У Миши по-другому: 10 – 4 + 3 =3

Учитель: Почему у ребят ответы получились разные?
Ученик 1: Денис сначала вычитал, потом прибавлял – т.е. действовал по порядку (слева направо)
Ученик 2: А Миша сначала сложил, потом вычитал.
Учитель: Чтобы точно определить порядок действий, в математике есть специальные знаки ( ) – скобки. Они показывают, что действие в них нужно выполнять раньше других.
- Вы об этом раньше знали? (Нет)
- Значит, как можно назвать тему сегодняшнего урока?
Ученик 1: Решение выражений со скобками.
Учитель: Мы же решали выражения не только со скобками.
Ученик: Порядок действий в выражениях, где есть скобки, и где нет скобок.

Учитель: Вернемся к выражению, которое решал Миша. Чего не хватает в выражении, которое решал Миша?
Дети: скобок.
Учитель: А сейчас отметим порядок действий в первом и втором выражении. Какой вывод вы сможете сделать по порядку действий.
Вывод детей: 1. Действия, которые надо выполнять раньше других, выделяют скобками.
2. Если скобок нет, действия сложения и вычитания выполняют по порядку слева направо.


Цель можно записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они, а в зависимости от этого


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 27.10.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.11 18:04. Заголовок: Целеполагание в обучении


Для того, чтобы ученик поставил перед собой какую-нибудь цель надо создать такую среду, чтобы он сам чувствовал не хватку своих знаний и способностей Все приемы целеполагания строятся на диологе.
Существует разные способы целепологания на уроках
-Постановка учащимися целеполагание учебного процесса через проблемную ситуацию;
-Объяснение учащимися целей учебного процесса одновременно , когда сообщается тема урока;
-Целеполагание учебного процесса происходит только в конце урока;

Приемы организации целеполагания учащихся на уроках:
Проблемный диалог
Работа над понятием
Домысливание
Проблема предыдущего урока
Исключение

3 . Фрагмент урока ( используется мультимедийный проект)
Записывать слова под диктовку: дубы, супы, львы, шкафы, чижи, ерши, тазы, насосы, маги, маки.
- Что общего в этих словах?
(Они все обозначают эти предметы больше, чем один.)
Измените слова так, чтобы они называли один предмет.
(дуб, суп, лев, шкаф, чиж, ерш, …)
Запишем данные пары слов в транскрипции друг под другом:
[дубы]
[б]
[дуп]
[п]
[супы]
[п]
[суп]
[п]
….
Парный согласный – рядом гласный Заканчиваются на парный согласный

- Какие разные согласные произносятся в изменениях слова дуб?
([б] [п])
- Сравните позицию этих звуков.
(Составляется таблица изменения других слов)
Вывод: Такое изменение звуков в зависимости от позиции звуков – называется чередование звуков.
Задание: Запишите слова с пропуском слабых позиций согласных. Учитель диктует.
Дети пишут: Ду., су., се., шка.,….
Учитель: Какие звуки мы еще сомневаемся обозначать звуками?
Дети: Парные согласные
Учитель: Почему сомневаемся?
Ученик1: Потому что не знаем, может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?
Покажите это на модели:
Парн.согл. - ?
Парн. согл – парн. согл. «кружочек»





Слайд 1.
Выбери букву согласного. Соедини каждое слово с проверочным словом. Нужную букву впиши.

сугро_ (б, п)
карандаши
завтра_ (г, к)
огороды
алфави_ (д, т)
сугробы
огоро_ (д, т)
автобусы
каранда_ (ж, ш)
завтраки
автобу_ (з, с)
алфавиты
тетра_ь (д, т)
морозы
ланды_ (ж, ш)
тетради
моро_(з, с)
ландыши

Дети выполняют работу в парах.

Учитель: Что вы можете сказать о проверочных словах?
Ученик 1: Все проверочные слова написаны в форме множественного числа.
Ученик 2: В проверочных словах после парных согласных стоит гласный звук.
Учитель: Вспомним алгоритм проверки орфограммы «Парный по звонкости-глухости согласный на конце слова»:

Слайд 2:
Действуем так:
Запишем слово с пропуском орфограммы «парный согласный на конце слова».
Изменим слово так, чтобы сомнительный согласный оказался перед гласным.
Определим, какой звук стал произноситься на его месте.
На месте пропуска вписываем букву, обозначающую этот звук.
Учитель: Молодцы.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 27.10.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.11 18:07. Заголовок: Целеполагание в обучении


Приемы целеполагания,:
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Проблемная ситуация
Группировка
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока
Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”
Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия и др.


Фрагмент урока:
Цель урока:
Подвести детей к пониманию, что грамматическое значение имени прилагательного передается через грамматическую форму слова.
Задание: Прочитай слова. Найди среди них имена прилагательные.
Радость, радоваться, радостный;
Белить, белый, побелка, беленький;
Земля, земляной, земельный, землица.
Учитель: Сколько слов получилось у тебя? Сколько слов получилось у соседа по парте? Сравните свои работы.
(у многих должно получиться 5 слов). Если возникнут другие ответы, обязательно обсудить.
- Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно нашли имена прилагательные. А на что вы смотрели, когда выбирали их? (Мы смотрели на то, что слова обозначают. Если слово обозначало признак – то мы его и писали).
1 вариант
- Теперь найдите имена прилагательные среди другой группы слов. Для этого вы распределитесь сначала на группы по 4 человека.
Фортан, думрывать, прентасный, ролт, дешковая, врысь, трамсовые, пакримная.
Ответы групп:
1. Здесь нельзя найти прилагательные.
2. Здесь тоже можно выбрать прилагательные. Это: прентасный, дешковая, трамсовые, пакримная.
Учитель: Ребята, теперь я запуталась. Кто же из вас прав?
Дети из 2-ой группы доказыавют.
Ученик 1: я считаю, что слово прентасный можно отнести к прилагательным, потому что у него окончание, как у слова прекрасный – ый.
Ученик 2: В слове дешковая – окончание –ая. Это бывает у прилагательных.
Ученик 3: Трамсовые - отвечает на вопрос какие? Это вопрос прилагательного.
Ученик 4: Слово пакримная – тоже прилагательное, потому что овечает на вопрос.

Учитель: Наверное, вы правы, ребята.
- Скажите, а какое задание (1-ое или 2-е) было для вас сложнее? (Второе)
Почему второе задание оказалось сложнее?
- Потому что мы не знаем лексических значений данных слов.
- А что вам помогло определить, какие слова все-таки относятся к прилагательным?
- Их окончания.
Учитель: Да, у имен прилагательных кроме значения признака есть и другие значения. Они помогают им связываться с другими словами в предложении. Это грамматические значения.
- А что в прилагательном указывает на грамматическое значение?
- На грамматические значения прилагательных указывают их окончания.
Учитель: А какие грамматические значения вы называли, когда доказывали, что данные слова – прилагательные?
Дети: Мы называли грамматическое значение числа, рода и падежа.
2 вариант.
Задание:
Запиши предложение, вставив вместо точек пропущенное слово. Воспользуйся словами для справки.
Девочка собрала в …. Парке букет из разноцветных листьев.
Слова для справки: городской, лиственный, детский, деревянный.
Вопросы после выполнения задания:
Все ли слова подходят для вставки? Объясни почему. (Дети: Не все слова подходят для вставки, потому что некоторые слова по смыслу не сочетаются.)
Какое слов вставлено у тебя?
Какое слово вставлено у соседа по парте? У соседа сзади? (некоторые вставили слово городском, другие - детском)
На что вы смотрели, когда искали слово для подставки? (На лексическое значение слова).
Лексические значения у них одинаковые или разные? (Разные)
Вы вписали эти слова так же, как они даны в справке? (Нет). А как они изменились? Одинаковы ли у них окончания? (Они изменились по форме. У них одинаковое окончание –ом)
Учитель: Да, у имен прилагательных кроме значения признака есть и другие значения. Они помогают им связываться с другими словами в предложении. Это грамматические значения.
- А что в прилагательном указывает на грамматическое значение?
- Окончания


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Зарегистрирован: 27.10.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.11 18:55. Заголовок: Мне понравились все ..


Мне понравились все ваши сценарии фрагментов уроков. В каждом из них можно выявить момент целеполагания. Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 9
Зарегистрирован: 13.03.13
Откуда: Череповец
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.13 18:20. Заголовок: Размещаю примерный п..


Размещаю примерный план первого занятия вузовского дистанционного курса "Лингвоэкология"
На подготовительном этапе я составила свои цели планируемого курса. Данный перечень был разослан студентам, они должны сформулировать цели курса, выбрав их из данного перечня.

Первый этап занятия
Преподаватель: «Итак, итогом нашей с Вами совместной работы стал следующий перечень целей». Рассматривается список целей.
Преподаватель: «Сформулированные цели являются общими для нашей группы. Их можно классифицировать по группам: предметные (1-5), когнитивные (6-7), креативные (8-9), оргдеятельностные (10-12), личностные (13-15).

Второй этап занятия: обсуждение целей курса в режимах: «ведущий курса – студент» и далее в режиме «студент – студент».
Задание формулируется так: «Давайте обсудим каждую поставленную нами цель через ее конечный результат? Что мы получим «на выходе»? Этот может быть конкретный предмет, сформированное умение, знание».
Идет обсуждение в двух режимах: «студент – студент», «преподаватель – студент».

Третий этап занятия: каждый студент формирует свой перечень целей, исходя из этого, он будет создавать те или иные образовательные продукты (исследование, доклад, коллаж).
Преподаватель: «Составьте свой индивидуальный перечень целей нашего курса». Студенты составляют индивидуальный перечень целей.

Четвертый этап занятия – итоговая рефлексия деятельности.
Преподаватель: «Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1) Какие эмоции и ощущения возникали у Вас при выполнении этого задания? Какой результат был достигнут и благодаря чему? Какие трудности у Вас возникали и как Вы их разрешали? Какие вопросы другим студентам, преподавателю, себе Вы бы хотели задать?»



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет