Официальный форум Центра дистанционного образования Эйдос
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 30
Зарегистрирован: 11.01.11
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.11 01:08. Заголовок: "Литературная аптека"


Здравствуйте, уважаемые взрослые участники предметной недели!

Прошу вас на этой ветке форума высказать свое мнение о проблеме детского чтения. Возможно, задать интересующие вопросы.

C уважением, Рамзаева Валентина Александровна. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]







Пост N: 31
Зарегистрирован: 11.01.11
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.11 01:09. Заголовок: К вопросу изучения н..


К вопросу изучения новейшей литературы в средней школе
Школьная методика в настоящее время не имеет основательной теоретической и методологической базы для изучения отечественной литературы рубежа ХХ – ХХI веков. С одной стороны, текущий литературный процесс чрезвычайно сложно поддается систематизации, структурированию. Это связано с радикальными переменами в политической, социальной и культурной жизни страны, с изменением роли литературы в обществе. Не решен окончательно вопрос о периодизации. Нет четкой границы, разделяющей критический и литературоведческий подход к заметным явлениям литературной жизни двух последних десятилетий (1986 – 2000-х г.г.).
С другой стороны, критика зафиксировала изменение эстетической и идеологической парадигм в начале 90-х годов ХХ века. Исходя из этого, в отечественном литературном процессе двух последних десятилетий условно выделяются два разных по своему характеру периода:
1. Литература от 1986 – до начала 90-х годов.
2. Литература от начала 90-х годов – до наших дней.
Действительно, в новейшей литературе происходили разные, противоположные по своей сути процессы. С 1986 – до начала 90-х г.г. в текущем литературном процессе наблюдался своеобразный период культурной полифонии. Это время появления в мейнстриме современной отечественной словесности «возвращенной» литературы, легализации постмодернистского творчества, интереса к новым явлениям («другой прозе», «женской прозе» и т.д.). Далее (с 90-х г.г. – до начала 2000-х) все исследователи констатировали период «стратификации», или «инволюции»: дифференцирования российского читателя, постепенного ухода «высокой» литературы в резервацию и наступления литературы массовой, а также начало очевидного процесса упадка духовной культуры общества. В этот период многочисленные критические высказывания свидетельствовали о возрождении в мейнстриме отечественного литературного процесса реализма («нового реализма», «неореализма», «постреализма» и др. терминологические определения), обогащенного художественными открытиями постмодернистской поэтики и эстетики. Взаимовлияние различных художественных систем: реалистической, модернистской, постмодернистской – в новейшей литературе очевидно. Принадлежность большинства авторов к какому-либо одному направлению трудно идентифицировать.
Современная литература бытует в неподцензурном пространстве. Следовательно, ответственность учителя-словесника возрастает: предметом школьного анализа могут стать только те произведения, которые свободны от использования ненормативной лексики. Столкнувшись с проблемой высокой доли субъективности в анализе явлений современного литературного процесса, прежде всего, следует принять во внимание два главных критерия, которыми методика всегда руководствовалась при отборе произведений: художественно-эстетический и духовно-нравственный.
Помимо двух общих критериев необходимо учитывать и другое: необходимость представлять историко-литературный процесс как единое целое, а современную литературу как наследницу традиций русской классики (ее тем, идей, проблем, образов, стиля). Отсюда напрашивается вывод о необходимости соблюдать ряд условий:
1. В произведении новейшей литературы, отобранном для изучения в школе, традиционно должен быть достаточно высокий уровень философского обобщения. Категории человеческого бытия: вера, смерть, любовь, счастье, поиски смысла жизни – должны осмысляться в лучших текстах.
2. Умение размышлять над проблемами долга, духовного одиночества, причинами возникновения «лишних» людей, внимание к самому слабому и социально незащищенному «маленькому» человеку – то, что должна наследовать литература, считающая себя преемницей русской классики.
3. Для российского читателя всегда была одной из главных мысль о судьбе своей страны, ее будущем, следовательно, и сегодня школьный анализ новейшей прозы должен подчеркивать гуманистическую и активную гражданскую позицию автора.
4. В произведениях должны проявляться ценности, традиционно значимые для русской литературы: мирный уклад жизни, семейный лад, свобода личности, ответственность перед людьми за дело, которому служишь.
5. Писатель должен определенным образом учитывать существующую социокультурную ситуацию, пытаться осмыслить и отразить происходящее сегодня, сейчас в жизни современника, быть актуальным.

На основании данных критериев можно констатировать: из произведений отечественной прозы двух последних десятилетий при отборе наиболее значимых и характерных произведений, отражающих современное состояние нашей действительности, можно составить рекомендательный список для школьников:
«Людочка» В.Астафьева, «Сын дерева» Д.Бакина, «Посещение» Л.Бородина, «Рождение» А.Варламова, «Суслик» С.Василенко, «Моя Марусечка» А.Васильевой, «Генерал и его армия» Г.Владимова, «Недвижимость» А.Волоса, «Воскобоев и Елизавета» А.Дмитриева, «Фетисыч» Б.Екимова, «Знак зверя», «Последний расскз о войне» О.Ермакова, «Уроки правнука Вовки» С.Залыгина, «Кавказский пленный», «Лаз» В.Маканина, «Ника» В.Пелевина, «Гигиена», «Сказка о часах» Л.Петрушевской, «Дочь Ивана, мать Ивана», «Изба» В.Распутина, «Молодняк» А.Солженицына, «Кысь» Т.Толстой, «Медея и ее дети» Л.Улицкой, «Самоучки», «Ничего» А.Уткина, «Уроки каллиграфии» М.Шишкина.






C уважением, Рамзаева Валентина Александровна. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 15
Зарегистрирован: 14.02.10
Откуда: Россия, Алапаевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.11 03:56. Заголовок: Сегодня роль чтения ..


Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большое значение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 45
Зарегистрирован: 11.01.11
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.11 18:43. Заголовок: ЕрмаковаЛВ пишет: В..


ЕрмаковаЛВ пишет:

 цитата:
В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большое значение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства



Согласна с Вами. Кроме того, на мой взгляд, обучение чтению сегодня нельзя прекращать и в... девятом классе. Нужен обязательно час чтения во всех классах средней школы без исключения.

C уважением, Рамзаева Валентина Александровна. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1
Зарегистрирован: 10.02.11
Откуда: Россия, Г. Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.11 10:22. Заголовок: Рамзаева В.А. пишет:..


Рамзаева В.А. пишет:

 цитата:
Здравствуйте, уважаемые взрослые участники предметной недели!

Прошу вас на этой ветке форума высказать свое мнение о проблеме детского чтения. Возможно, задать интересующие вопросы.



Здравствуйте уважаемые участники конкурса, уважаемая Валентина Александровна! Я учитель русского языка и литературы гимназии № 6 г. Волгограда. Мы впервые принимаем участие в вашем проекте, с которым меня познакомила Дёмина Галина Юрьевна, методист по информационным технологиям. Меня очень заинтересовала тема предметной недели "Современная отечественная литература," и я рада пообщаться с коллегами по вопросу привлечения наших детей к процессу чтения.

Как открыть для детей секрет чтения? Что мешает чтению и что помогает? Очень важные вопросы. Как сделать так, чтобы чтение стало образом жизни? Одним из факторов, стимулирующих чтение детей, была и остаётся читающая семья. К сожалению, уже в нескольких поколениях российских семей книга не является важной духовной ценностью.

Мы отмечаем снижение интереса к чтению, количество читающих детей стремительно уменьшается. А также ухудшается содержание и качество чтения. Большинство книг, которые читают наши дети, сомнительного характера, пропагандирующие насилие, культ денег, пессимизм. К этому добавим обсуждаемые во всех СМИ стандарты нового поколения, в которых литературе отводится очень скромное место.

Уважаемые коллеги, поделитесь своими секретами приобщения детей к чтению.

С уважением,
Ирина Лунева.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 44
Зарегистрирован: 11.01.11
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.11 18:39. Заголовок: Здравствуйте, Ирина!..


Здравствуйте, Ирина!

Ирина Лунева пишет:

 цитата:
Уважаемые коллеги, поделитесь своими секретами приобщения детей к чтению.



Снижение интереса к чтению - закономерный процесс - результат информатизации общества. Думается, есть еще одна немаловажная причина: снизился интерес к чтению и у словесников. Конечно, речь не идет о классической литературе. Именно о современной, новейшей, или? как её называют - актуальной. Нужна активная пропаганда, реклама хорошей книги. Блоги преподавателей с рецензиями. Использование различных инструментов поля литературы. Нужны скоординированные усилия, совместные практики. Как вы думаете, могло бы общение через социальную сеть (своеобразное виртуальное Методическое объединение) объединить усилия педагогов и направить их на решение проблемы детского чтения?


C уважением, Рамзаева Валентина Александровна. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 26.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.11 14:37. Заголовок: Здравствуйте уважаем..


Здравствуйте уважаемые коллеги, уважаемая Валентина Александровна! Действительно, проблема чтения остро стоит в школе. Взрослое население в основном не читающее. Все: и дети, и взрослые- считают, что для этого нет времени. Например, наши пятиклассники во время анкетирования ответили, что на чтение времени не остается. Вместе с родителями они ежевечерне смотрят "Маргошу".
Секреты приобщения к чтению: удачны литературно-музыкальные вечера. Мы начинаем с того, что близко детям. О любви. По-иному смотрят даже на нас. Школа и любовь - это несовместимо. А мы говорим, лучше любить, чем без любви, и готовим чтецов из всех, даже непослушных. Они потом больше всех и просят, я скажу, умоляют, проводить такие вечера. Нужна команда учителей, хотя бы из нескольких коллег. А то бывало и так, мы оформляем зал к вечеру, а в это время объявляется контрольная по физике. Неприятно. Мы делаем одно дело.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет