Официальный форум Центра дистанционного образования Эйдос
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.05 10:22. Заголовок: Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся


Уважвемые коллеги!

Интерес к данной проблеме продиктован многообразием проблем современного образования, где на первое место выступает проблема развития школьника как субъекта деятельности, его познавательных и созидательных способностей, путем формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Система образования ориентирована на содействие личностному самоопределению, на развитие способности и склонностей личности учащегося, создание условий для его реализации, удовлетворение образовательных потребностей. Процесс развития личности направлен на формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний. Формирование человека активного, самостоятельного, интегрированного в современное общество, направлено на реализацию индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, социальных установок ту или иную направленность личности. Образовательная компетенция, выступает значимым для развития личности компонентом, которая научит ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности, и позволит выпускнику быть компетентным в сфере образования.

Проблема развития общих учебных умений и навыков учащихся не нова для школы, однако особо актуальной стала в контексте идей модернизации образования. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы, подчеркивая важность формирования образовательной компетенции ученика и его общей компетентности в сфере образования.

Придерживаясь определения А.В.Хуторского, под образовательной компетенцией понимаем следующее, «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности». Общие учебные умения и навыки (далее ОУУН) находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
В связи с этим, определяем общие учебные умения и навыки как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом, позволяющей активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.
Компетентностное обучение предполагает соответствующее организационное и методическое обеспечение, которое может быть основано на педагогическом управлении.
Управленческий аспект в деятельности педагога правомерен, и в психолого-педагогической литературе убедительно обоснован Ю.В.Васильевым. С точки зрения практической деятельности педагогическое управление – это управление воспитанием, обучением и развитием. В данном случае речь пойдет об управлении развитием ОУУН учащихся в процессе обучения. Для этого необходимо наполнить педагогическим содержанием деятельность педагога по управлению развитием ОУУН учащихся, определить уровень управления в системе внутришкольного управления и выделить ведущую управленческую функцию педагога.

Специфика школы как сложной системы заключается в том, что она имеет несколько уровней управления (институциональный, собственно управленческий, технологический уровни и уровень самоупраления), и каждый субъект управления (директор, заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, учителя предметники, учащиеся) управляет на своем уровне, реализуя все управленческие функции. Однако у каждого уровня есть ведущая управленческая функция, которая отличает один уровень управления от другого.

Центральной фигурой образовательного процесса является педагог. Он является субъектом педагогического процесса, ему присуще педагогическое управление, суть которого сводится к тому, чтобы видеть школьника, скрупулезно изучить его личность и во взаимодействии с ним как с субъектом учебной деятельности способствовать его развитию, организовать его деятельность, помогая ему в выборе сознательных действий по саморазвитию.

Уровень управления, на котором основывается педагог, является технологическим (или оперативным) уровнем управления, где ведущей функцией управления выступает – функция организации. В этом случае процесс управления, имеющий мониторинговый характер, осуществляемый как совокупность последовательных этапов диагностико-прогностической направленности и предполагающий развитие общих учебных умений и навыков учащихся нами рассматривается как технология управления развитием ОУУН учащихся.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]







Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.05 23:02. Заголовок: Re:


Уважаемая Любовь Юрьевна!Любовь пишет:
цитата
В этом случае процесс управления, имеющий мониторинговый характер, осуществляемый как совокупность последовательных этапов диагностико-прогностической направленности и предполагающий развитие общих учебных умений и навыков учащихся нами рассматривается как технология управления развитием ОУУН учащихся.

А как Вы относитесь к технологии индивидуальной образовательной траектории?
Галина Михайловна

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.05 08:55. Заголовок: Продолжая разговор о технологии...


Уважаемая Галина Михайловна! Спасибо за вопрос. Технология управления развитием ОУУН учащихся, предполагает на диагностико-прогностической основе выстраивать индивидуальный маршрут ученика, через систему психолого-педагогических консилиумов. Отдельно данная технология (технология индивидульной образовательной траектории) нами не рассматривается.
Поделитесь своими идеями. Какие структурные компоненты включены Вами в технологию ИОТ?

Любовь Степашкина Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.05 20:14. Заголовок: Re:


Любовь Юрьевна!
Мой аспект исследования очень близок Вашему. И система организации ИОТ ученика меня зани-мает в связи с использованием наряду с очными уникальных возможностей средств компьютер-ных телекоммуникаций. Поэтому я согласна с выделением вами ведущей функции управления-функции организации. Однако нами рассматривается эта функция и применительно к другому субъекту обучения- ученику. И это равноценно с наших позиций. То есть мы работаем и над са-моорганизацией ученика своей образовательной деятельности. Личностное целеполагание, пла-нирование, самооценка собственного продвижения –всё это важно для нас. И педагогическое управление мы рассматриваем как ненавязчивое педагогическое сопровождение, в котором одна из важных функций- мотивация и координация.
Приведу отрывок из моего доклада на конференции об эксперименте в нашей школе:
«Гипотеза эксперимента заключается в том, что если педагоги-экспериментаторы совместно с учениками, используя компетентностный подход и технологию индивидуальной образовательной траектории ученика профильной школы, зададут «векторы образовательного движения», а потом «структурируют содержание профильного образования», то могут сгладиться существующие про-тиворечия между общими (объективными) требованиями к образованию и их индивидуальным (субъективным) выполнением. Это позволит оптимально сочетать социальный и личностный за-каз на образование. Проектирование и реализация индивидуального профильного обучения бу-дет осуществляться посредством технологии, которая предоставляет, наряду с очными формами, возможности использования дистанционных форм обучения. Специфика и дидактические свойст-ва средств телекоммуникаций могут усилить индивидуализацию обучения.
Система организации (проектирование) ИОТ может начинаться с определения субъектами об-разования целей- выбора ключевых компетенций, которые могут исполнять роль интегрирован-ного и целостного стандарта и поддаются измерению. Таким образом, средствами такого стандар-та может быть «осуществлена личностная ориентация образования, его деятельностно- практи-ческая и культурологическая составляющая» при сохранении «фундаментальности и универ-сальности».
Реализация же ИОТ или формирование компетенций может происходить средствами содержа-ния образования, которое в (определенным образом) созданной образовательной среде может охватить все четыре его элемента:
• «опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов-знаний;
• опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по об-разцу;
• опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в про-блемных ситуациях;
• опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориента-ций» (Краевский В.В.)
Это произойдет, если в ходе эксперимента будут использованы определенные средства (методы и технологии) и организационные формы».






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.05 19:24. Заголовок: Re:


Уважаемая Галина Михайловна!

Kuleshova G пишет:
цитата
я согласна с выделением вами ведущей функции управления-функции организации. Однако нами рассматривается эта функция и применительно к другому субъекту обучения- ученику. И это равноценно с наших позиций. То есть мы работаем и над са-моорганизацией ученика своей образовательной деятельности.
Kuleshova G

Внося некоторые уточнения, скажу следующее:
Развивая у ученика общие учебные умения и навыки мы включаем в эту группу и учебно-управленческие умения (анализировать, плнировать, организовывать, контролировать, регулировать свою учебную деятельность).
В данном случае управляет и педагог, и учащийся, но каждый на своем уровне управления. И тот, и другой, наделен управленческими функциями, которые обладают характеристиками целостности, системности и интегративности. Однако, во всем управленческом цикле есть ведущая функция для каждого уровня управления. Именно этим мы и руководствуемся, когда говорим о функции орагнизации - на уровне учителя, и самоорганизации - на уровне ученика.

У меня вопрос по вашей гипотезе:
Kuleshova G пишет:
цитата
Гипотеза эксперимента заключается в том, что если педагоги-экспериментаторы совместно с учениками, используя компетентностный подход и технологию индивидуальной образовательной траектории ученика профильной школы, зададут «векторы образовательного движения», а потом «структурируют содержание профильного образования», то могут сгладиться существующие про-тиворечия между общими (объективными) требованиями к образованию и их индивидуальным (субъективным) выполнением. Это позволит оптимально сочетать социальный и личностный за-каз на образование.


Может ли учитель и ученик использовать компетентностный подход? Или же он на его основе разрабатывает содержание свой деятельности и деятельности ученика и технологию раелизации этого содержания.

Мне кажется гипотеза должна быть прозрачна, только тогда она реалистична. Ведь в гипотезе представлен результат того, что достигается.
О каких противоречиях в тексте гипотезы идеть речь, если их сгладить? Возможно ли это объяснить на педагогическом языке?
И еще один вопрос. Гипотеза расматривает очень широкий объект эксперимента, можете ли Вы в двух словах, сформулировать ведущую идею вашего эксперимента?
И еще, может ли педагогическое сопровождение быть навязчивым? Ведь сам идея педагогического сопровождения изначально исключает это.
Я поддерживаю Вас в ваших начинаниях, хочется понять суть! Спасибо!
С увжением Любовь Степашкина.

Любовь Степашкина Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 26.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.06 16:45. Заголовок: Общеучебные навыки


Любовь пишет:

 цитата:
способность "школьника быть субъектом, позволяющей активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.


Мне помогает формировать, развивать и совершенствовать ОУУН в школьнике технология учебного проекта, когда разработчик-ученик самостоятельно организует свое рабочее время, поиски и анализ информации, контролирует свой труд. Здесь все: и учебно-организационные, и учебно-интеллектуальные, и учебно-информационные. Если проект групповой, то в совместной работе проявляются и коммуникативные умения работать в группе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 97
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет