Официальный форум Центра дистанционного образования Эйдос
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 1
Зарегистрирован: 01.03.14
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 07:46. Заголовок: Организация исследовательской деятельности школьников по русскому языку и литературе


Задание № 2
1.2. Исследовательская деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, способных к саморазвитию, умению самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска, самостоятельно выбирать средства и способы решения задач, умеющих контролировать и оценивать свою деятельность. Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов работы, постановку проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик, сбор собственного материала, его анализ, сравнение, собственные выводы.
Виды исследовательской деятельности на уроках.
1. Игра. Один из видов организации исследовательской деятельности - игра. В ходе игры дети приобретают конкретные практические навыки, развивают свое творчество, учатся сравнивать и сопоставлять. Например:
«Составь текст и озвучь его» (можно предложить слова, которые могут представлять какие-либо трудности в произношении, а можно просто озвучить тему).
Лексико-фразеологические игры «Собери фразеологизм» (как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых).
Ответы:
1.Куда Макар телят не гонял.
2.Как в воду канул.
3.Ветер свистит в карманах и т.д.
«Третий лишний»
Лимонный, карманный, соломенный (лишнее соломенный);
Горяч, могуч, плач (лишнее плач).
«Собери пословицу»
1 На бога надейся а дома лучше
2 В гостях хорошо голому рубаха
3 С миру по нитке а сам не плошай

2. Проектная деятельность на уроках русского языка.
Метод проектов привлекателен как для учителя, так и для учеников. Главная ценность проектной деятельности – свершение, все средства подчинены достижению результата.
На разных этапах необходимо решать исследовательские задачи. Работая над проектом, ребята задумываются над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Учащиеся учатся собирать языковой материал, анализировать его, делать выводы, читать специальную литературу, осваивать терминологию, то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания в лингвистике.
Так, для уроков русского языка можно использовать лингвистические проекты, направленные на изучение языковых особенностей фольклора, этимологии слова, творческие проекты, сочинение сказок, составление опорных схем-конспектов при изучении орфограмм и пунктограмм.

3. Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица).
Так, при работе над пунктуацией сложных предложений в 9 классе в начале урока предлагается «слепая схема», заполняя которую, школьники отрабатывают монологическое высказывание на грамматическую тему и формулируют цель урока.
4. Этимология слова в названии темы урока тоже служит объектом рассуждения и целеполагания
5. «Скрытая ошибка» (на этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо знать, учитывать, чтобы исключить ошибку). Существует еще много способов целеполагания, но необходимо при формулировке цели осознавать не только то, что ученик хочет достичь, и каким образом он может это сделать.
Использование разнообразных приемов целеполагания способствует положительной мотивации учения, вызывает продуктивную дискуссию, создает такую атмосферу, где уважается любое мнение, развивается критическое отношение к различной информации, превращая учащихся в активных субъектов процесса обучения.
Методы исследования можно использовать самые разные: наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез.
6. Лингвистические исследования. В научно-исследовательской работе на уроках используются и лингвистические методы исследования: словообразовательный анализ, семантический анализ, стилистический анализ, лингвистический анализ художественного текста, описательный метод.
Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Значит далее идет формирование целеполагания.
На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнение, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.)
Например, в 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание» возможны такие задания:
На доске записать: пос…дить, чу…ствительное, по…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.
Задание:
1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;
2)определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами словами;
3) сформулируйте тему урока.
Игра «Узнай меня» . 6 класс «Самостоятельные и служебные части речи».
Задание: узнать слово по грамматической характеристике:
-личное местоимение в форме 2лица единственного числа;
-обозначает признак предмета, употреблено в форме единственного числа, среднего рода, родительного падежа и т.д.
Составь слово: у слова «наездник» возьми приставку; у слова «садовник» - корень; у слова «печалить» - суффикс; у слова «подал» - суффикс; у слова «мыши» - окончание.
7класс «Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Можно работать в группах (Задание: составить рецепт, используя продукты, изображённые на карточках (вовсе не обязательно использовать все) В конверте и дроблен…е орехи, и маринован…ый салат, и пропечен…ый кекс, и на масле жарен…ый бекон и т.д.)
Уникальный рецепт
Возьмите__________________________
Добавьте__________________________
Киньте____________________________
Обмажьте_________________________
Перемешайте______________________
Выпекайте_________________________
7. Анализ результатов. Анализ результатов – это неотъемлемая часть урока. Это оценочный этап, на котором необходимо обратить внимание на результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания. И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём “даю шанс”: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников).
На этом этапе важен результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили учащиеся, а что нет и почему. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатом своего труда.

8. Проектная деятельность на уроках русского языка.
В современном понятии учебное исследование есть всегда исследование уже познанного. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Нельзя не согласиться со словами известного педагога В. П. Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добыть эти знания». А задача учителя так организовать учебный процесс, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формулировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.
Исследовательская деятельность формирует в учениках такие личностные качества, как познавательная активность, самостоятельность, нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Исследовательская работа во внеурочное время.

Для организации исследовательской деятельности в нашей школе создано научное общества Вега», результатом деятельности которого является исследовательская работа учащихся под руководством учителей.
Исследовательские работы моих учащихся: « Проблема родины в произведении В. Распутина « Прощание с Матерой», «Лицей в жизни А.С. Пушкина», «Жаргонизмы в употреблении школьников», «Крылатые выражения – украшение речи», «Две дуэли М.Ю. Лермонтова», «Особенности речи деревни Алексеевка».
В ходе работы над темой исследования ученики учатся ставить перед собой цели, задачи, определять объект и предмет исследования, обосновывать актуальность исследования, выдвигать гипотезы, выбирать методы исследования, анализировать изученную литературу.
Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.






1.3.
ФИ участника и название работы Тип работы Сильные стороны работы Слабые стороны работы
Белоусов Геннадий, ученик 11класса
Тема: «КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТС…»
Реферат, написанный на основе нескольких источников Интересное изложение материала. Роль имени в жизни человека – важно. Сквернословие – бич общества, с которым нужно бороться. Автор доказал целительную и разрушительную силу слова. Задач должно быть несколько (если я не ошибаюсь)

Шарыпова Анастасия, 8 класс
Тема:
«Лермонтов
и Кавказ»
Реферат, написанный на основе нескольких источников Интересные выводы, и автор отслеживает рефлексию, дает себе самооценку – это важно. План не соответствует содержанию, на мой взгляд. «Значение творчества М.Ю. Лермонтова» я бы поставила в конце.
Задачи и цели нужно разграничить.
Для 8 класса можно было бы найти более интересную информацию.
Ярошенко Ульяна Александровна, 8 класс
Тема:
«Роль детали в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Исследовательский реферат: автор исследует функции детали в системе образов. В работе автор доказал, что художественные детали повести способствуют раскрытию основного ее конфликта – человек и античеловеческие условия его общественного бытия.
Этапы исследования: вступление, основная часть, заключение – не прослеживаются.
Объект и предмет исследования не показан.
Гипотеза не выявлена.
Соловьев Роман, 5 класс
Тема:
«Лексика учащихся моего класса» Исследовательская работа Исследование интересное, но я считаю: бранные слова - это показатель невоспитанности человека. Проведено анкетирование, каковы выводы?





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 29
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет