Официальный форум Центра дистанционного образования Эйдос
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
педагог ЦДО "Эйдос"




Пост N: 116
Зарегистрирован: 21.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.10 06:15. Заголовок: Методическая копилка «Творчество на уроке русского языка»


Методическая копилка «Творчество на уроке русского языка». Каждый учитель в своей профессиональной копилке имеет яркие и интересные задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся.

Предлагаем учителям русского языка, участникам предметной недели, в течение 29-30 сентября вложить в копилку свои методические ценности, способствующие развитию креативных способностей школьников, и поделиться секретами составления творческих заданий.

---

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.
В.А.Сухомлинский


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


педагог ЦДО "Эйдос"




Пост N: 135
Зарегистрирован: 21.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.10 19:28. Заголовок: Уважаемые коллеги! ..


Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас к диалогу на тему, как сделать урок именно таким творческим и интересным, каким видят его наши ученики.
Какие методы и приемы позволяют Вам максимально эффективно организовать творческий процесс на уроке?

Предлагаю Вам поделиться своим методическим опытом по развитию креативных способностей учеников на уроке!

---

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.
В.А.Сухомлинский




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Зарегистрирован: 28.09.10
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 12:16. Заголовок: Методичиская копилка «Творчество на уроках русского языка


Соколова Алла Васильевна
учитель русского языка и литературы
гимназия № 6 Волгоград


Методичиская копилка «Творчество на уроках русского языка»

Пожалуй трудно найти учителя- словесника, который не сталкивался бы с проблемой: как сделать урок интересным. Таким, на который бы спешили ученики, которого ждали бы и с которого не хотелось бы им уходить. Современные реалии не приемлют сослагательного наклонения. В моей практике я применяю нестандартные задания. Главный их отличительный признак от стандартных – связь с деятельностью обучающихся, которую психологи называют продуктивной, или творческой. Опыт показывает, что подобные задания оживляют урок. Сначала школьники удивляются, но в процессе выполнения работы удивление сменяется радостью, результаты приносят удовлетворение. Более того, у ребят пробуждается интерес не только к предложенным вопросам, а и к русскому языку как к предмету в целом, раскрываются творческие способности учащихся. Вот лишь некоторые нестандартные занятия.
«Перевод с русского на русский».
Работа над заданиями данного типа предлагает опознание и объяснение языковых явлений ( нередко с элементами занимательности). Ученики « переводят» тексты составленные в одном стиле на язык другого стиля ( например, стилистические сказки, образное толкование слов – терминов), написанные на несуществующем языке по типу « плохой куздры» расшифровывают смысл языковых единиц, употреблённых заведомо неправильно, чтобы создать, к примеру, юмористический эффект или привлечь внимание к речевым ошибкам ( можно использовать ученические работы). Приведу одно из таких заданий.
Задание. Статья журналистики О.Чегодаевой называется « Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист». « Переведите» название статьи, предварительно прочитав отрывки из неё. Какие слова из этой области вам ещё известны? Объясните их значение, « проэкзаменовав» друг друга.
Дети-то давным-давно всё изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчёркнутый ( а точнее, зачёркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер – тонко пишущий фломастер, а роллер – тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по плёнке и по стеклу ... Нотес не надо путать с нотами , ноты – для музыкантов, нотес – для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с открывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно . … С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры – машинки для скрепления листов металлическими скобками… Есть в продаже и антистеплер – инструмент, удаляющий скобки.
Школьники любят лингвистические «угадайки», при этом восстанавливая « первоисточник» ( возможно, словосочетание, фразеологизмы, предложения) по отдельным признакам или угадывая слово по его описанию ( толкованию ). Совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно – выразительные возможности языковых единиц, а всё это, в свою очередь, развивает творческие способности самих учащихся. У школьников появляется желание создавать по аналогии свои произведения (кроссворды, загадки, сказки, стихи).

Задание 1.
Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
Глаз автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. « Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчёл. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орёл, а не птица. Не носки и не чулки.
Задание 2.
Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей.
2. На дворе, на траве.
3. Продукт, который маслом не испортишь.
4. Она пуще неволи.
5. Суп, сваренный Демьяном.
6. Мельник, работающий неделями.
7. Отсеминедужник.

Лингвистические «почемучки» предполагают вопросы проблемного характера ( выбор одного варианта из нескольких, сопоставление вариантов, разграничение двух правильных вариантов) или вопросы занимательного характера ( вопросы – шутки, детские вопросы, вопросы – загадки и т.п.)

Задание 1.
Сформулируйте развёрнутый связаный ответ на вопрос.
1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
3. Почему в приведённых парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пеньи птиц. В «Песне о Соколе» - в « Песни о вещем Олеге».

Задание 2.
Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?
1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?
2. В каком городе живёт дядька, если в огороде бузина?
3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?
4. Какую строчку не прочитать?
5. Какую шляпку нельзя надеть на голову?
6. Чего не следует сыпать на рану?

Нестандартные задания я использую на уроках русского языка в 5-8 классах.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
педагог ЦДО "Эйдос"




Пост N: 138
Зарегистрирован: 21.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 20:19. Заголовок: Уважаемая Алла Васил..


Уважаемая Алла Васильевна!

Благодарю Вас за отклик. В самом деле, привлечь внимание ученика на уроке позволяют занимательные задания, направленные на изучение секретов правиписания и строения слов, развивающие логику мышления, способствующие легкому запоминанию правил. В то же время такие задания (ребусы, головоломки, "почемучки" и др.) заведомо имеют единственный правильный ответ, и если неправильно решил, значит, ошибся...

Вы также пишете о заданиях, позволяющих создавать личный образовательный продукт, основываясь на имеющихся знаниях и применении правил:

Соколова Алла пишет:

 цитата:
«Перевод с русского на русский».
Работа над заданиями данного типа предлагает опознание и объяснение языковых явлений ( нередко с элементами занимательности). Ученики « переводят» тексты составленные в одном стиле на язык другого стиля ( например, стилистические сказки, образное толкование слов – терминов), написанные на несуществующем языке по типу « плохой куздры» расшифровывают смысл языковых единиц, употреблённых заведомо неправильно, чтобы создать, к примеру, юмористический эффект или привлечь внимание к речевым ошибкам ( можно использовать ученические работы).



Алла Васильевна, какие из приведенных Вами заданий наиболее эффективны в развитии творческих способностей учащихся? Что этому способствует?

---

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.
В.А.Сухомлинский


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 30.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 16:21. Заголовок: Фрагмент урока русс..


Фрагмент урока русского языка во втором классе.


Тема: слова с непроверяемыми безударными гласными.

Цель: повторить изученные словарные слова.

Подготовительный этап:

1. Класс разбит на пятерки ( по желанию)
2. Каждая пятёрка получила маршрутный лист с пятью станциями
- Шифровальная
- Загадочная
- Ребусная
- Кроссвордная
- Шарадная

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.
- Дорогие ребята! Сегодня ночью случилось неприятное происшествие.
Все слова из нашего словарика разбежались. Они спрятались на 5-ти станциях. Скоро годовой словарный диктант и слова срочно надо вернуть на место.
Вы будете путешествовать командами . На каждой станции можно находиться всего 5 минут. Сколько слов за 5 минут найдёте, столько надо записать в свой маршрутный лист, причём записать без ошибок. Победит та команда, которая наберёт больше всех слов и грамотно их напишет.
Счастливого пути!

2. Станция «Шифровальная».

Здесь зашифровано разными способами 5 словарных слов. Расшифруйте их

ровако корова
акорос сорока
рзоом мороз
1в23о5ро6н78а ворона
гбомртожх горох



Сгибнева Ольга Клавдиевна,
учитель начальных классов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
педагог ЦДО "Эйдос"




Пост N: 139
Зарегистрирован: 21.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 20:22. Заголовок: Ольга Клавдиевна, зд..


Ольга Клавдиевна, здравствуйте! Использование маршрутного листа на уроке способствует четкой организации контроля и обратной связи на уроке. А как, при помощи каких заданий на Вашем уроке развиваются творческие способности младших школьников?

---

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.
В.А.Сухомлинский



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 12
Зарегистрирован: 14.02.10
Откуда: Россия, Алапаевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 16:37. Заголовок: ИЗЛОЖЕНИЕ-КИНОСЦЕНАР..


ИЗЛОЖЕНИЕ-КИНОСЦЕНАРИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ

Урок русского языка построен на групповой работе учащихся, что позволяет установить обратную связь непосредственно на уроке, продемонстрировать умения и способности детей. Групповая работа предполагает сотрудничество, когда сильные ученики помогают овладеть материалом слабым. Навыки данной работы пригодятся при изучении драматических произведений на уроках литературы.
7-й класс
Цели.
1. Знакомство с новым видом работы с текстом.
2. Развитие речи.
3. Развитие умения составлять диалоги, оформлять киносценарий, пользоваться профессиональной лексикой.
4. Развитие творческих способностей.
5. Воспитание культуры речи.
6. Воспитание бережного, уважительного отношения к живому.
7. Воспитание культуры работы в группах.
Оформление.
1. Выставка книг И.С. Соколова-Микитова.
2. Репродукция картины с изображением охотника.
3. Учебники “Русская речь” к учебному комплексу В.В. Бабайцевой.
4. Музыка А. Вивальди из цикла “Времена года” “Зима”.
Работа с детьми проводится следующим образом: весь класс делится на три группы (1. Портретисты-костюмеры. 2. Декораторы. 3. Звукооператоры.).
Ход урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Вступительное слово о писателе И.С. Соколове-Микитове.
3.Слово учителя. Представьте себе солнечный зимний день (звучит музыка А.Вивальди).
Учитель читает текст упражнения 355 (учебник “Русская речь”).
Задание: определить основную мысль текста (“Тот, кто из беды выручит, навсегда останется другом”). Нацеливание: эти слова обязательно должны прозвучать в сценарии.
Определяем круг действующих лиц: охотник, Коля, мальчики (дать мальчикам имена).
Слово учителя. Итак, мы столкнулись с терминами “сценарий”, “действующие лица”. Нам понадобятся еще профессиональные слова (прослушивание индивидуального домашнего задания, ученики должны приготовить заранее значения слов).
Словарные слова: общий план, задний план, передний план, крупный план, диалог, монолог, полилог, сценарий, действующее лицо, декорации, шумовой фон, реплика, ремарка.
4. Слово учителя. Начинаем работу над сценарием. Сейчас вы получите задания по группам. Напишите свои варианты, можете совещаться друг с другом, помогать друг другу.
Карточка 1 (для портретистов-костюмеров)
Опишите портреты и одежду действующих лиц. Обратите внимание на репродукцию картины, где изображен охотник. Как он одет? Как мы поймем, что это охотник? Что несет с собой? Возраст? Как могут быть одеты деревенские мальчики? Не забывайте, что они идут из школы.
Карточка 2 (для декораторов)
Описать, где происходит действие, используйте профессиональные слова. Не забывайте, где встретились дети с охотником, где после увидели ворону.
ОПОРНЫЕ СЛОВА
На заднем плане…
На переднем плане…
Крупным планом…
Вдали виднеется…
Карточка 3 (для звукооператоров)
Опишите, какие звуки мы слышим:
Когда заканчивается урок.
В деревне.
На деревенской дороге.
Когда летит стая ворон.
Какую музыку можно использовать (печальную, медленную, веселую, спокойную) и где (в конце; в сцене, где кормят ворону, где дети бегут из школы) ?
Через некоторое время ученики озвучивают получившиеся фрагменты сценария по одному - два от группы.
5. Подготовка к написанию диалогов.
Разминка (проверка домашнего задания). Каждой группе по одному ученику по очереди на доске написать опорные слова для дальнейшей работы. Следующие варианты заданий:
1. Синонимы к глаголу “сказал”.
2. Охарактеризовать, как люди говорят (наречия, деепричастия, деепричастные обороты).
3. Описать, как люди ходят (наречия, деепричастия, деепричастные обороты).
Проверка правильного написания всех слов на доске.
6. Написание диалогов к сценарию.
На основе какого основного компонента пишут сценарии? (Диалог, полилог) Как мы оформляем диалоги в сценарии? Реплики, ремарки. Исследовательская работа с текстом. В тексте диалогов нет, но мы их можем придумать. Где по смыслу можно вставить диалоги? Прочитайте еще раз текст и внимательно подумайте, где можно вставить диалоги.
1. “Охотник прислушивался к веселым разговорам ребят”.
2. “Ребята обступили мальчика и стали кормить ворону”.
3. “Подойдя, я стал расспрашивать”.
Все ученики составляют диалоги по группам. Обратить внимание детей на то, что повествование в рассказе ведется от первого лица, в сценарии – от третьего, нужно прослеживать употребление местоимений и глагольных форм.
Карточка 4 (для портретистов-костюмеров)
О чем дети могут разговаривать по дороге из школы? Выберите тему:
• О деревне.
• О лете (время действия – зима).
• О зимних забавах.
• Планы на день.
• О вороне (выберите подходящую вам тему).
Карточка 5 (для декораторов)
Как ребята разговаривают с вороной? Может, они ее ласково называют, хвалят; удивляются, что она не забывает Колю; не забудьте, что ворона и Коля – друзья. Также учтите, что говорят все четверо.
Карточка 6 (для звукооператоров)
Учтите, что речь мальчиков простая, сложных предложений почти нет. Рассказ Коли можно сократить. Рассказывать может не только он, но и его друзья. Учтите, что косвенную речь дословно передавать нельзя, только суть и смысл Колиного рассказа. Говорят все действующие лица.
Через некоторое время ученики озвучивают получившиеся фрагменты сценария по одному - два от группы.
7. Итог урока. Вы все очень хорошо потрудились. Что вы узнали нового на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что вам может пригодиться в будущем?
8. Домашнее задание. Написать киносценарий, пользуясь тем материалом, над которым работали на уроке.
Урок разработан на основе методического пособия Е.И. Никитиной “Уроки развития речи, 7 класс”.
ЕрмаковаЛ.В., учитель русского языка

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
педагог ЦДО "Эйдос"




Пост N: 140
Зарегистрирован: 21.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 20:29. Заголовок: Здравствуйте, Лариса..


Здравствуйте, Лариса Викторовна!

Мне кажется замечательной возможность на уроке почувствовать себя в разных ролях, позволяет реализовать ученикам свой творческий потенциал. Лариса Викторовна, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от проведенного урока? Что, на Ваш взгляд, было особенно удачным на уроке?

---

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.
В.А.Сухомлинский


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 5
Зарегистрирован: 29.09.10
Откуда: Россия, Алапаевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 18:59. Заголовок: На уроках по теме « ..


На уроках по теме « Словообразование» я часто использую приём , который называю « Собери слово». Смысл его заключается в том , чтобы составить новое слово , использовав разные морфемы из других слов. Например , составить из слов , данных ниже , слово , взяв от слова прибежать приставку, от слова школьник - корень , от слова ужасный – суффикс , от слова огромный – окончание.( Пришкольный ) Тем самым формируется навык работы по анализу морфемного состава слова.
Для качественного закрепления сложных орфограмм можно применять правила – помощники . Например , на уроке в 7 классе по теме « Отрицательные частицы» ввожу следующее правило – помощник : «Если опустить частицу ни , смысл предложения не изменится , пропадёт лишь оттенок усиления ( в отличие от частицы не , которую нельзя опустить , так как получится обратный смысл ).Сравним : У меня не было ни минутки свободного времени. -У меня не было минутки свободного времен .


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
педагог ЦДО "Эйдос"




Пост N: 141
Зарегистрирован: 21.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.10 20:44. Заголовок: Уважаемые коллеги! ..


Уважаемые коллеги!

Как можно занимательные задания переделать в творческие?

---

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.
В.А.Сухомлинский


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 13
Зарегистрирован: 14.02.10
Откуда: Россия, Алапаевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.10 12:42. Заголовок: Осокина Ирина Виктор..


Осокина Ирина Викторовна город Алапаевск
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ

Основным средством обогащения словарного запаса школьников начальной и средней школы является словарная работа, объектом которой являются слова, «трудные» для запоминания, иначе говоря, словарные слова. Большую часть этих слов составляют слова с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать.
Для введения словарного слова в активный словарь школьника учителя используют разнообразные приемы: ребусы, загадки, шарады, синонимы и антонимы, картинки, кроссворды, этимологию слова, словообразовательный анализ и др. Обязательно фонетическое проговаривание слова, разбор слова, работа со словарями. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. На запоминание орфографического написания слов направлены следующие приемы: отгадывание загадок, подбор родственных слов, подбор слов по теме, составление цепочек из слов, комментирование, картинные и зрительные диктанты, составление рассказа по опорным словам, диктант-игра «Кто больше запомнит?», использование перфокарт и букв-карточек и др. Многолетний опыт работы в начальной школе показывает, что эти методы ориентируют учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивают прочного их запоминания. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в родственных им. Но интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности. На помощь мне пришел метод ассоциаций, которым поделились коллеги в журнале «Начальная школа». Чтобы запоминание слов с непроверяемым написанием не стало механическим запоминанием их графического облика, учителя предлагали использовать символы, образы, выделять существенные признаки. Например, изучаем слово берёза. Говорим о березе, выделяем признак, который отличает березу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: берёза белая. Да, у березы белая береста. Далее дала детям строчки для запоминания безударной гласной е: Белые березы все, после «б» пишите «е». На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме.
Приложение 1.(картинки 1-4)

Уровень развития образной памяти у младших школьников разный, поэтому часть детей по-прежнему допускали ошибки в написании словарных слов. Постепенно от образных ассоциаций я перешла к смысловым и причинно-следственным. Через несколько уроков я отметила, что после двух-трех кратного повторения этих ассоциаций, учащиеся прочнее запоминали правописание «трудных» слов. Ведь подобранные ассоциации были из их собственного жизненного опыта, а потому близки и понятны детям. Например: пальто мы шьем из драпа; посуду после приема пищи мы моем; картофель мы варим, жарим, парим; из пшеницы печем хлеб; на востоке наблюдаем восход солнца, а на западе – закат. Изучая тему «Имена существительные 2-го склонения», знакомились с новым словарным словом горячий. Я предложила ребятам составить словосочетания с новым словарным словом, используя имена существительные 2-го склонения. Мы записали словосочетания: горячий кофе, горячий чай, горячий суп, горячий утюг, горячий чайник и др. Говоря о безопасности, отметили, что от горячих электроприборов легко получить ожог. Таким образом ребята подобрали чувственную ассоциацию, которая привела к устойчивому запоминанию написания слова.
Подбирая ассоциацию, слежу за тем, чтобы в слове-ассоциации гласный находился в сильной позиции. Подобранные ассоциации оформляем в виде мини-кроссворда.
Приложение 2.
д
р
п а л ь т о
п

т
к
к а р м а н
н
ь

о
ж
г о р я ч и й
г

Детям такой прием работы со словарными словами нравится, ведь они являются авторами подобранных ассоциаций, причем могут подобрать совершенно разные. Я убедилась, что метод ассоциаций эффективен, способствует развитию творчества и инициативы учащихся. Буду рада, если моя находка пригодится кому-то в работе.




картинка 1<\/u><\/a>
картинка 2<\/u><\/a>
картинка 3<\/u><\/a>
картинка 4<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет